12+

Сотрудники Сахалинского областного краеведческого музея приняли участие в 65 сессии Всероссийского Палеонтологического общества при Российской академии наук

15 апреля 2019 г.

Сотрудники естественнонаучного отдела Сахалинского областного краеведческого музея заведующий отделом Г. В. Матюшков и старший научный сотрудник А. В. Соловьёв приняли участие в 65 сессии Всероссийского Палеонтологического общества при Российской академии наук по теме «Морфологическая эволюция и стратиграфические проблемы». Сессия состоялась 1–5 апреля 2019 года во Всероссийском научно-исследовательском геологическом институте имени А. П. Карпинского (в прошлом Геологический комитет) в Санкт-Петербурге.

Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А. П. Карпинского

Открытие 65 сессии Палеонтологического общества при РАН. Выступление президента Палеонтологического общества академика РАН Алексея Юрьевича Розанова. 1 апреля 2019 г.

Сотрудники музея выступили на заседании секции по ископаемым позвоночным животным. Они представили вниманию ученых-палеонтологов доклады об ископаемых позвоночных животных Сахалина.

Выступление с докладом заведующего естественнонаучным отделом Г. В. Матюшкова,
5 апреля 2019 г.

Изучение ископаемых остатков вымерших древних животных имеет важное значение для выяснения их видового состава, систематики, распространения, эволюционной изменчивости, установления относительного возраста вмещающих остатки толщ, палеоклиматических и палеогеографических реконструкций. Каждая такая находка является новым фактическим материалом, дополняющим общую картину природы региона, его естественной истории.
Г. В. Матюшков в своем докладе «О находке ископаемых остатков скелета морской коровы (Hydrodamalis spissа Furusawa, 1988) в долине реки Лютоги на острове Сахалин» рассказал об обнаружении на Южном Сахалине в 1959 г. геологами О. А. Мельниковым и Л. Н. Шустовым ископаемых костей скелета крупного позвоночного животного в неогеновых отложениях бассейна реки Лютоги. Были собраны фрагменты трех реберных костей. Авторы находки тогда не смогли определить какому виду животного относятся найденные кости. Местонахождение долгие годы оставалось не исследованным.
В 2009 г. сотрудник музея Г. В. Матюшков совместно с геологом О. А. Мельниковым, сотрудником Института морской геологии и геофизики, обследовали местонахождение ископаемого скелета неизвестного позвоночного животного, где были обнаружены и собраны многочисленные фрагменты ребер животного.

Геолог О. А. Мельников осматривает крупный фрагмент ребра в береговом обнажении, 11 июня 2009 г.

Окаменелые ребра в береговом обнажении, 11 июня 2009 г.

В последующие годы сотрудники музея ежегодно обследовалось данное местонахождение и каждый год собирали рёберные кости, которые вымывались рекой.
Все собранные кости сейчас хранятся в Сахалинском областном краеведческом музее. Проводится работа по их консервации и описанию.
Удалось определить видовую принадлежность животного. Найденные в долине реки Лютоги ископаемые остатки скелета крупного позвоночного принадлежат древней морской корове. Это первая находка ископаемых костей скелета морской коровы на Сахалине. Остатки этого животного были найдены в раннеплиоценовых отложениях о. Хоккайдо и описаны в Японии в 1988 г. под видовым именем Hydrodamalis spissа Furusawa, 1988.

Фрагменты ископаемых рёбер морской коровы Hydrodamalis spissa в экспозиции Сахалинского областного краеведческого музея

Морская корова Hydrodamalis spissа — вид вымерших дюгоневых сирен. Обитала у побережья Японии и острова Сахалин в плиоценовую эпоху (~ 5–3 млн лет назад).
Вид вымер в конце плиоцена. Его исчезновение по-видимому было связано с началом ледникового периода, сопровождавшегося похолоданием. Однако перед полным своим исчезновением, очевидно, дал начало новому виду — стеллеровой корове (Hydrodamalis gigas), которая была гораздо лучше приспособлена к жизни на мелководьях тихоокеанского севера в условиях более холодного климата.

Выступление старшего научного сотрудника А. В. Соловьёва

Доклад А. В. Соловьёва «Сахалинские десмостилии (Desmostylia)» касался распространения и происхождения ископаемых бегемотообразных млекопитающих, обитавших вдоль морских побережий и островных дуг северной части Тихого океана в неогеновое время. На Сахалине известно 13 находок (11 достоверно доказанных) фрагментов скелета, зубов десмостилюсов, в том числе один полный скелет животного, найденный в районе поселка Кетон (Смирных) в 1933 г. Все обнаруженные части животных определены относящимися к одному виду Desmostylus hesperus.

Реплика скелета десмостилюса Desmostylus hesperus в экспозиции Сахалинского областного краеведческого музея

В то же время в общем ареале распространения десмостилий (от о. Хонсю через Сахалин и Камчатку, Алеутские острова, Британскую Колумбию, Калифорнию и Мексику) обнаружены и описаны множество родов отряда Desmostylia живших в олигоцене — миоцене (33,9 — 5,33 млн лет назад). В настоящее время насчитывается около 11 родов. Некоторые, более примитивные, такие как бегемотопс и палеопарадоксия считаются преимущественно травоядными, питавшимися морскими водорослями на мелководье.
Более продвинутые животные, такие, как отлично плавающий Desmostylus и Neoparadoxia «поняли», что белковое питание может быть более энергетически выгодным и, «развив» специфический челюстной аппарат и оригинальные по строению щечные зубы, перешли на питание раковинными моллюсками и другими прибрежными беспозвоночными. Фактически эти животные занимались тем же, чем сейчас занимаются многие сахалинцы на анивском взморье — копали спизулу своими вилообразными бивнями.

Одна из гипотетических реконструкций десмостилюса [Uchytel R.]

Тезисы докладов опубликованы в сборнике «Морфологическая эволюция и стратиграфические проблемы. LXV сессия Палеонтологического общества» (Санкт-Петербург, 2019 год).

В рамках сессии впервые проводилось заседание «Палеонтология в музеях России», на котором также выступили сотрудники музея. Г. В. Матюшков сделал краткое сообщение о новой геологической экспозиции Сахалинского областного краеведческого музея. А. В. Соловьёв рассказал об ископаемых Сахалина.

Выступление А. В. Соловьёва с сообщением «Замечательные ископаемые Сахалина»,
3 апреля 2019 г.

Кроме участия в 65 сессии Всероссийского Палеонтологического общества перед сотрудниками музея стояла задача ознакомиться с палеонтологическими коллекциями с Сахалина, хранящимися в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее им. академика Ф. Н. Чернышева (ЦНИГР). Музей расположен в здании Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени А. П. Карпинского.

Вход в музей ЦНИГР (https://vsegei.ru/ru/about/museum/)

Общий вид залов музея (https://vsegei.ru/ru/about/museum/)

Амурский гадрозавр Mandschurosaurus amurensis Riabinin (утконосый динозавр)
в экспозиции музея ЦНИГР

Удалось поработать в фондах музея, получить полный список коллекций с Сахалина, состоящий из 148 наименований, увидеть, сфотографировать и даже подержать в руках фалангу кисти плезиозавра возрастом около 90 млн лет, найденную геологом Н. Н. Тихоновичем на острове на реке Амба в 1909 году и описанную палеонтологом А. Н. Рябининым. Пока это единственная находка ископаемых остатков морского ящера на Сахалине.
Достигнута также предварительная договоренность об изготовлении для сахалинского музея реплики фаланги плезиозавра для последующего её экспонирования в геологической экспозиции.

Фаланга плезиозавра с острова Сахалин в экспозиции зала «Мезозойские и палеозойские монографические коллекции». Музей ЦНИГР