Пятница, 31 oкт: с 11:00 до 18:00
Суббота, 01 ноя: с 11:00 до 20:00
Посмотреть расписание

Древние культуры и коренные народы

На территории Сахалинской области известно около тысячи археологических памятников, относящихся к разным культурно-хронологическим периодам от палеолита до этнографической современности. Сахалинскими археологами проводятся ежегодные раскопки почти во всех районах области. В фондах музея собрано около 120 тысяч находок с 250 археологических памятников. С 1990 года организуются международные археологические экспедиции совместно с учеными из Японии и США.

Одним из главных вопросов археологии Дальнего Востока является изучение проблемы первоначального заселения Сахалина и Курил древним человеком в эпоху палеолита. В экспозиции представлены древнейшие орудия труда — чопперы и чоппииги — с палеолитических стоянок Сахалина и северных Курильских островов. Возраст некоторых из них — 25–30 тысяч лет. Пластинчатый комплекс обсидиановых орудий со стоянок южного Сахалина Сокол и Такое II относится к эпохе верхнего палеолита и датируется в пределах 11–18 тысяч лет. Фотографии процесса археологических раскопок и комплексы находок со стоянок Имчин и Садовники отражают неолитические памятники Сахалина, которые датируются в пределах 5000–1000 лет до н. э. Эти материалы свидетельствуют о своеобразии островных культур, а также о существовании тесных связей и взаимовлияний древнего населения Сахалина и Курил с народами сопредельных территорий: Хоккайдо, Приморья и Приамурья. Комплекс материалов — каменные и костяные изделия, керамические сосуды — характеризует охотскую культуру (2000 лет назад) южного Сахалина, Курильских островов, о. Хоккайдо. Представители охотской культуры занимались морским промыслом, охотой, рыболовством и прибрежным собирательством морских моллюсков. В эпоху палеометалла отмечено движение металлических предметов из центров Северного Китая через Амур и Сахалин на острова Японского архипелага.



Этот древний путь связал древние культуры. Археологи находят следы пребывания на островах представителей средневековых государств Монголии и Китая.

Уникальными являются памятники культуры айнов — коренных жителей Сахалина и Курил. Особый интерес представляют остатки айнских поселений и погребений. В экспозиции также представлена типично айнская посуда: керамические плоскодонные; сосуды с внутренними ушками и комплекс погребального инвентаря с айнского погребения XVI-XVII вв. Материальная культура айнов, отраженная в коллекции, наряду с некоторыми археологическими находками, во многом перекликается с этнографическими свидетельствами XIX века.

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ САХАЛИНА


Этнографические коллекции — гордость музейного собрания. Подлинные предметы XVIII — начала XX столетий свидетельствуют о существовании самобытной традиционной культуры у коренных жителей Сахалина и Курильских островов.


В начале XIX века на Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи — в основном на севере острова, уильта (ороки) — в центральной части и айны — на юге Сахалина и Курильских островах. Отмечалось также небольшое число эвенков.

Айны — один из древнейших и загадочных народов планеты. Они резко отличались от соседних монголоидных народов не только физическим обликом, но и своеобразным языком и многими чертами материальной и духовной культуры. Светлокожие бородатые мужчины айны и женщины с татуировкой вокруг рта и на руках были воинственным народом. Их основное вооружение — мечи с портупеями из растительных волокон, тяжелые боевые колотушки с острыми шипами, лук и стрелы. Уникальный экспонат коллекции — военные доспехи, выполненные в технике плетения из узких ремешков шкуры лахтака. Эти крайне редко встречающиеся сейчас предметы полностью защищали тело воина. Доспехи были обнаружены в семье айнского старосты на оз. Тарайка (Невское) в 1930-е годы.

Орудия рыболовства, охоты, морского промысла (копье, острога, крючок, лук и стрелы) свидетельствуют о высокой степени адаптации островитян к природным условиям. Охотясь на животных, айны использовали стрелы, отравленные ядом аконита. В экспозиции представлена деревянная посуда, украшенная резным орнаментом, которая использовалась повседневно и на праздниках. Ритуальные предметы «икунись» («палочка для питья»), с помощью которых мужчины приподнимали усы во время ритуального употребления спиртных напитков. «Икунись» — посредники между людьми и духами, предназначенные для жертвоприношений им, орнаментированы разными сюжетами, отражающими повседневную жизнь, например охоту на нерпу или кита, медвежий праздник.


Одежду и обувь женщины шили из шкур морских и лесных животных. Халаты из рыбьей кожи украшали аппликацией из цветной ткани вокруг ворота, по обшлагам рукавов и по подолу. Это, по воззрениям айнов, мешало воздействию злых духов на человека. В качестве зимней верхней женской одежды использовался халат из нерпичьего меха, орнаментированный меховой мозаикой и аппликацией из ткани. Для праздничных мужских халатов материю ткали из крапивы, а для повседневной одежды из луба вяза.
В витрине выставлен подлинный ткацкий станок горизонтального типа с крапивными нитями. Халаты, сшитые из материи, богато орнаментированы вышивкой цветными нитками. Наголовные повязки сшиты из ткани или сплетены из стружек ивы.


Сейчас лишь музейные предметы напоминают о некогда существовавшей территориальной группе — сахалинских айнах, чья историческая судьба сложилась трагически. После 1945 года 1200 айнов уехали на Хоккайдо как японские граждане.


Традиционная культура нивхов ориентирована на добычу проходной лососевой рыбы, промысел морских млекопитающих, собирательство таежных растений и корней. В экспозиции можно увидеть орудия рыболовства: иглу для плетения сетей, модель рыболовной сети с грузилами, крючок для ловли тайменя; орудия для охоты на морских и лесных животных, например, деревянную колотушку для бескровного забоя нерпы, копье.
Для передвижения по воде служили лодки различных модификаций. В коллекции представлена модель лодки-долбленки.
Экспонируется также деревянная посуда: ложки, черпаки, корыта для приготовления ритуального студня мос, богато украшенные резьбой. Основой ритуального студня мос был нерпичий жир, его хранили в высушенных желудках сивучей.
Удивительным изяществом отличаются вещи из бересты, например, модели разнообразных корзинок, ведерко для воды, коробки для хранения мелких вещей. Все они украшены амурским спиральным орнаментом в технике тиснения.


Нивхская одежда отличалась от айнской. У халата обычно была широкая запашная левая пола. В экспозиции имеются различные халаты, изготовленные в начале XX века из ткани. Оригинальна промысловая одежда мужчин — юбка из нерпичьего меха. Женские халаты орнаментированы вышивкой в амурском стиле, по подолу пришиты металлические украшения. Зимняя шапка с ушками из меха рыси обшита синим маньчжурским шелком — своеобразный показатель состоятельности и богатства ее владелицы. Обувь, сшитая из шкур нерпы и сивуча, отличается особой прочностью и водостойкостью. Нивхские женщины достигли высокого мастерства в технике обработки рыбьей кожи, из которой шили обувь, одежду, кисеты, сумочки.


Многие предметы айнской и нивхской коллекции собраны польским этнографом Б. О. Пилсудским, он был сослан на сахалинскую каторгу по политическим мотивам в 1887 году. Среди предметов коллекции есть макеты традиционных типов жилищ нивхов, населяющих холодный северный Сахалин. Зимние наземные дома с внутренним отоплением строились в тайге. Летние дома на сваях возводились в устьях нерестовых рек.


Уильта (ороки) и эвенки — представители тунгусо-маньчжурской лингвистической семьи. Отличительная черта культуры — оленеводство. Домашний олень – главное транспортное животное, которое используется под седло и вьюк, а зимой запрягается в нарту. Зимой кочевые маршруты проходили по тайге северного Сахалина, летом — на побережье Охотского моря и в районе залива Терпения. В экспозиции представлена реконструкция вьючного оленя. Его сопровождают предметы кочевого быта: седло, вьючные сумы из ровдуги с берестяной основой, большие сумы из оленьего меха, круглые короба, украшенные геометрическим цветным узором и вышивкой из белого подшейного волоса оленя. Здесь можно увидеть настоящую оленью нарту для перевозки грузов при кочевании. Ее конструкция приспособлена к передвижению по пересеченной местности острова. Также в этом разделе экспозиции представлены атрибуты охотника – сторожок самострела на пушных зверей, наконечники копий, ножи для разделки туш животных, широкие лыжи, подбитые оленьим камусом. Зимняя охота являлась одним из источников торговли.


Уильтинские мастерицы умели выделывать из оленьей шкуры прекрасную ровдугу для одежды. Ее кроили специальными ножами на кроильных досках. Вещи из ровдуги украшались вышивкой с элементами растительного и амурского орнаментов, выполненной в технике так называемого тамбурного шва. Зимняя одежда изготавливалась из оленьего меха: шуба, шапка, рукавицы, высокие торбаза, орнаментированные меховой мозаикой.


Как и другие народы острова, летом уильта (ороки) и эвенки занимались рыболовством, заготавливая впрок лососевых рыб. На побережье Охотского моря они жили в летних жилищах каркасного типа, укрытых корой лиственницы. Зимним жилищем являлся переносной чум, крытый оленьими шкурами. На картине японского художника Кимура изображены жилые и хозяйственные постройки уильта.

В основе религиозных представлений народов Сахалина и Курильских островов лежали анимистические, тотемические и магические представления об окружающей природе: животных, растениях, водной стихии и т. д. Самым важным для многих народов Сахалина и Амура был культ медведя. В честь него устраивался большой родовой праздник. Медвежонка содержали в специальной клетке 2–3 года. Точная модель ее помещена в витрине. Здесь же можно увидеть ритуальные деревянные ковши для кормления медведя. Они украшены резьбой, в которой просматриваются простейшие пиктографические знаки. Для убиения медведя на ритуальной площадке использовались специальные стрелы с колчаном. Макет из хлебного мякиша (XIX в.) демонстрирует сцену убиения медведя на айнском празднике. На фотографиях – церемонии кормления и убиения медведя на празднике айнов, медвежьи кладбища – родовые священные места.

Медведь в представлениях народов Сахалина был горным человеком или духом, поэтому многие амулеты выполнены в образе медведя. Амулеты обладали огромной магической силой, некоторые из них столетиями хранились в семьях. В коллекции представлены семейные амулеты, промысловые амулеты, помогающие на охоте и морском промысле, лечебные амулеты для излечивания различных заболеваний. Амулеты изготавливались или шаманами, которые занимались врачеванием, или же людьми, пораженными болезнью. В музее можно увидеть атрибуты шамана: бубен для камлания, пояс с массивными металлическими подвесками, головной убор из стружек инау или священной палочки, маску из медвежьей шкуры. Эти предметы помогали шаману извлекать злого духа болезни из тела, совершать путешествия в нижний и верхний миры, оказывать поддержку сородичам в трудной жизни.
Предметы погребальной обрядности свидетельствуют о различиях в духовной культуре народов региона. На фотографиях запечатлены захоронения воздушного типа, распространенные у эвенков и уильта (ороков). Нивхи практиковали трупосожжение и на месте кремации ставили деревянный домик. В этот домик помещали плоскую деревянную фигурку, вместилище души умершего, и регулярно совершали обряд кормления. Айны хоронили умерших в земле. Предметы обрядовой практики представлены в специальном разделе экспозиции.

Большую роль в жизни аборигенов играла торговля между Китаем и Японией, в которую были вовлечены местные народы Амура и Сахалина. К XVII веку оформился торговый путь из Северного Китая по Нижнему Амуру через земли нанайцев, ульчей, нивхов на Сахалин к уильта и айнами, а затем на Хоккайдо. Шелковые ткани, металлические вещи, украшения и прочие предметы становились предметами обмена. В экспозиции представлены лаковая японская посуда, бытовавшая у сахалинских айнов, фрагменты шелковой китайской ткани на шапке и другие.

В настоящее время нивхи, уильта (ороки), эвенки проживают на территории острова Сахалин. Их численность составляет около 3 тысяч человек.

обратите внимание: 3-х звездочные гостиницы перми с бизнес-центром.
 

Экспозиции музея

Цокольный этаж
Историческая геология
Фауна дальневосточных морей
Первый этаж
Растительный и животный мир
Выставочный зал
Древние культуры и коренные народы
В глубинах океана
Второй этаж
Послевоенное время. Современность
Открытие и освоение островов
Довоенное время. Вторая мировая война
Сахалин - каторжная колония России




© Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются
в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском
праве и смежных правах. Правила пользования сайтом

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 52943 от 20.02.2013
Учредитель: ГБУК "Сахалинский областной краеведческий музей"
Новости музея
История создания
Слово директору
Ассоциации музеев
Наши партнёры
Положение об учёном совете ГБУК "Сахалинский областной краеведческий музей"
Положение о научно-методическом совете ГБУК "Сахалинский областной краеведческий музей"
Услуги музея
Заказать экскурсию
Экспозиции
Коллекции музея
Мероприятия
Научные исследования
Издания музея
Международные связи
Контактная информация
Гостевая книга




Коммунистический проспект — 29
г. Южно-Сахалинск, 693010
mail@sakhalinmuseum.ru
(4242) 72–75–55